Правильное питание

Советы родителям по организации правильного питания школьника

    Школьный возраст — это время, когда организм детей интенсивно растет и развивается, как в физическом, так и умственном аспекте. В школе во много раз возрастают нагрузки на нервную систему ребенка, ведь именно здесь он учится правилам взрослой жизни и самостоятельности. Учитывая темпы роста организма ребенка и возрастающие на него нагрузки в школе, очень важно правильно организовать питание школьника и быть всегда в курсе того, насколько сбалансировано его дневной рацион.
   Большинство работающих родителей дают ребенку деньги для питания в школьной столовой, а после рабочего дня интересуются его успехами на уроках. А над тем, чем питался ребенок целый день, они как-то не задумываются. Многие дети не уделяют должного внимания правильному питанию и утоляют голод перекусами, употребляя в пищу вредные для здоровья продукты, которые покупают на деньги, выданные родителями для питания в столовой. Под давлением телевизионной рекламы представление детей о здоровом питании изменилось в худшую сторону.
   Дети не желают кушать в столовой и отдают предпочтение чипсам, гамбургерам, сосискам в тесте, картошке фри, шоколадным батончикам и газированным напиткам. Перекусывая сухомяткой, мозг ребенка получает ложный сигнал, что он сыт. У ребенка пропадает аппетит, а нужных организму питательных веществ, микроэлементов и витаминов он не получает. Кроме того, питание сухомяткой является причиной развития у детей гастритов, заболеваний щитовидной железы, ухудшения зрения и других хронических заболеваний. Из-за дефицита белка и витаминов в организме у ребенка снижается успеваемость, он очень быстро устает на уроках. Кроме того, несбалансированное питание ведет к нарушению процесса роста и постоянному заражению детей инфекционными заболеваниями.
   Полноценное и правильно организованное питание – необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
   Вы, родители, в ответственности за то, как организовано питание ваших детей.
   Правила правильного питания:
   1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
   2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр – не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
    3. Регулярный прием пищи. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
   Особенно это важно, когда мы ведем речь о здоровом питании младших школьников. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о правильном питании быть, конечно, не может.
   Учащиеся в первую смену в 7:30-8:00 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00-12:00 – горячий завтрак в школе, в 14:30-15:30 – после окончания занятий – обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00-19:30 – ужин (дома).
   Учащиеся во вторую смену в 8:00-8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30-13:00 – обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00-16:30 – горячее питание в школе, в 19:30-20:00 – ужин (дома).
    Родителям с вечера следует поинтересоваться тем, что хотел бы съесть ребенок утром. Обычно все дети, проснувшись рано утром, не хотят есть. Ругать ребенка перед школой не надо.
   Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации для них трехразового питания.
   Если в школе ребенок отказывается кушать или это невозможно по другим причинам, старайтесь компенсировать неправильное питание ребенка дома. Конечно, нельзя допускать того, что ребенок основную часть калорий получал только вечером. Чтобы ребенок сильно не проголодался до конца занятий, дайте ему с собой бутерброды с отварным мясом и с сыром, яблоко, банан и бутылку минеральной воды. Конечно, такое питание нельзя назвать здоровым, но это все же лучше чипсов, шоколадных батончиков и сухариков с солью.
   Большинство детей приходят домой в 2-3 часа дня, родители обязаны позаботиться о том, чтобы к возвращению ребенка из школы дома его ждал полноценный обед. Нельзя допускать того, чтобы ребенок питался всухомятку и дома, ожидая возвращения родителей с работы. Очень важно, чтобы школьник научился самостоятельно соблюдать режим питания и выработал привычку правильно питаться. От того, как питается ребенок в школе и дома зависит его здоровье.
    4. В пищу следует употреблять йодированную соль.
    5. В межсезонье (осень – зима, зима – весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуется обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
     7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
     8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
    9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
   10. Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности. Здоровое питание младших школьников вообще не позволяет употребление газированных напитков типа кока-кола, содержащих кофеин. Что касается школьников старшего возраста -избегайте давать им газированные напитки с содержанием кофеина во время еды, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа.
    Примите к сведению, что к правильному питанию школьников можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых вы собираетесь за столом всей семьей.
   И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример, Ваши привычки правильного питания, а не просто поучения. Это на пользу Вам, семье, ребенку.
Будьте здоровы и счастливы!

Роль овощей в рациональном питании детей дошкольного возраста

Правила питания в вопросах и ответах

  1. ПРАВДА ЛИ, ЧТО МАЛЕНЬКОМУ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ СТОЛЬКО ЖЕ ПИЩИ, СКОЛЬКО ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

Ребенок должен хорошо питаться, потому что питание обеспечивает потребности в его росте.

  1. СКОЛЬКО РАЗ В СУТКИ НАДО ЕСТЬ?

Нормальное питание – четырехразовое. Завтрак должен быть более обильным, чем ужин. Утром расходуется энергии больше, чем ночью. Обязательно завтракай утром перед школой. Ужинай не позже, чем за два часа до сна.

  1. ПОЧЕМУ НАДО ВСЕГДА ЕСТЬ В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ?

Правильный режим питания предполагает прием пищи в строго установленные часы. Нарушение привычного питания может привести к различным заболеваниям. Совершенно не допустимо есть на ночь. Вредно беспорядочное питание в неустановленное время.

  1. КАКАЯ ПИЩА НЕ ПОЛЕЗНА ДЛЯ ЖЕЛУДКА?

Сильно раздражает желудок специи и острые приправы. Осложняет работу желудка обжаренная пища. Следует умеренно употреблять жиры, сладости, соль и соду. Не рекомендуется пить очень горячий чай и есть обжигающую пищу.

  1. КАК НАДО ЖЕВАТЬ И ГЛОТАТЬ?

Никогда не набивай пищей полный рот. Жевать пищу надо тщательно. Не глотай до тех пор, пока как следует не прожуешь. Жевать надо с закрытым ртом. Хорошо пережевывать – значит ощущать вкус пищи. В народе говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет».

  1. ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА ПИТАНИЯ?

Чтобы в организм не попали болезнетворные микробы, надо соблюдать чистоту: не забывать перед едой мыть руки с мылом, есть с чистой посуды, тщательно мыть перед едой овощи и фрукты. Продукты, оставленные на столе, следует накрывать марлей или полотенцем. После еды надо хорошо почистить зубы и прополоскать рот.

  1. МОЖНО ЛИ ПОСЛЕ ЕДЫ ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗУЛЬТУРОЙ?

Сразу после еды не стоит заниматься физическими упражнениями.

  1. ЧТО ТАКОЕ АППЕТИТ?

Есть с аппетитом – значит, есть охотно, с удовольствием. Слово «аппетит» в переводе с латинского означает «желание», «стремление». Вкусная, красиво приготовленная пища вызывает большой аппетит. При еде надо ощущать вкус пищи. Гнев, переутомление, ссоры, боль, страх угнетают вкусовые центры в мозгу, снижают аппетит.

ЕЩЕ РАЗ О ПЛОХОМ АППЕТИТЕ.

ЧТО ТАКОЕ «ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ»? 

В раннем возрасте – 2-3 года – многие родители сталкиваются с такой проблемой как плохой аппетит любимого   чада. И проблема эта чаще всего появляется в период перехода с жидкой на твердую пищу. Родители пытаются   насильно покормить ребенка, запихнуть в него «ещё хоть ложечку» и попадают в замкнутый круг: он не хочет ни есть   сам, ни чтобы его кормили; он набивает рот едой и сидит, не жуя, может ходить с полным ртом часами, а если   удастся накормить, его тут же рвет.

Пищевое поведение — очень важная часть жизни любого существа, потому что связана с задачами его выживания      и взаимодействия со средой вообще. У человека, помимо чисто биологического аспекта, можно говорить еще и о   символике кормления: кормление — это всегда еще и одаривание любовью, поддержкой, различными, кроме пищи,   средствами выживания и развития. Вспомните русские народные сказки: «Поешь моих яблочек, попробуй моих   пирожков…» — все эти предложения, без сомнения, содержат в себе не только кулинарно — рекламный смысл.   Поэтому очень многие особенности личности маленьких детей связывают со способом их пищевого поведения.

Итак, ребенок, который отвергает или не переваривает пищу, испытывает неосознанные сомнения в том, что это ему   нужно, возможно, отвергает отношение взрослых в той форме, в которой оно проявляется, и не может   справиться с ожиданиями и претензиями, которые к нему предъявляются (отсюда — неспособность пережевывать   то, что под нажимом он все же взял в рот). Долговременными последствиями такого рода переживаний могут быть   пониженная самооценка, слабый жизненный тонус и недоверие к миру вообще. Кормление вопреки желанию   представляет собой одну из форм физического насилия.

Как помочь родителям справиться с этой проблемой?

Прежде всего, убедитесь с помощью педиатра, что у ребенка не нарушен рефлекс глотания. Затем, пока не   возникло невроза (если еще не возникло), следует сделать следующие шаги.

Во-первых, перестать кормить вообще, но класть на видное доступное место ту пищу, которая ребенку нравится   больше.

Во-вторых, сменить обстановку и таким образом сломать стереотип: пусть его покормит бабушка, папа или кто-то   из знакомых — тогда он получит возможность вести себя совсем по-другому.

Одновременно можно попробовать применять игровые приемы воспитания (кормить кукол, зверюшек). И еще   одно пожелание: задумайтесь о том, что для вас значит пища и как вас кормили в детстве? А также попробуйте   сосредоточиться на тех проблемах (материальных, эмоциональных), которые существуют у вас сейчас, помимо   сложностей воспитания малыша. Возможно, именно они бессознательно и породили ваши сегодняшние проблемы,   потому что ребенок в раннем детстве почти всегда отражает то, что получает от взрослых, а язык психосоматики —   единственный, которым он владеет в совершенстве.

И напоследок, вам стоит помнить о том, что самое главное – не воспринимать плохой аппетит ребенка в этом   возрасте как  страшную проблему, потому что ребенок  интенсивно растет до двух лет, с двух до пяти его рост   замедляется, соответственно снижается и потребность в питательных веществах. Малыш вырастет и аппетит,   несомненно, восстановится.

СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ «НЕ»

1.        Не принуждать. Поймем и запомним: пищевое насилие — одно из самых страшных насилий над организмом и   личностью, вред и физический и психический. Если ребенок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не   нужно! Если не хочет, есть только чего-то определенного, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений в еде!   Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное!    Отсутствие аппетита при болезни   есть знак, что организм нуждается во   внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае, голос инстинкта   вернее любого врачебного предписания.

2.        Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения,  настойчивые повторения, предложения —   прекратить.

3.        Не ублажать. Еда — не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда- средство жить.   Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита.   Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена   веществ.

4.        Не торопить.Еда — не тушение пожара. Темп еды — дело сугубо личное. Спешка еде всегда вредна, а   перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь еще, то пусть   ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один не дожеванный кусок.

5.        Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако если   ребенок отвлекается от еды сам, не  протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6.        Не потакать, но понять. Нельзя позволять ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например,   неограниченные дозы варенья или мороженого). Не должно быть пищевых принуждений, но должно быть пищевые   запреты, особенно при диатезах и аллергиях. Соблюдение всех прочих «не» избавит вас от множества   дополнительных проблем.

7.        Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок   вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?»   Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! Если ребенок постарше,   то   вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов и предложить поесть. Еда перед тобой: ешь, если   хочешь.

КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ ШКОЛЬНИКУ

Существует теория питания, которая многократно подтверждена практикой и которой придерживаются все страны мира. Она лежит в основе всей диетологии. Так и называется теория сбалансированного или рационального питания, которое включает следующие законы:

  1. Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам;
  2. Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма;
  3. Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов);
  4. Разнообразие используемых пищевых продуктов, т.е. широкий ассортимент продуктов питания;
  5. Соблюдение режима питания.

Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей, пола, их активности. Рацион должен включать такой набор пищевых продуктов, который бы обеспечил энергетические затраты, т.е. полностью удовлетворял потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии. В рационе питания должно быть рассчитано количество белков, жиров, углеводов, других веществ. Нужно также учитывать соотношение этих пищевых веществ. Например, белки животного и растительного происхождения — белки сои, мяса и т.д. Белков животного происхождения должно быть не менее 30% от общего количества белка в пищевом рационе. Организму также необходимы ненасыщенные жирные кислоты и жирорастворимые витамины А, Д, Е, основными пищевыми источниками которых являются нерафинированные льняное, подсолнечное, оливковое масла, рыбий жир. Достаточно употреблять 1-2 чайных ложки смеси этих масел в день в составе продуктов. Рыбий жир необходимо принимать всем в течение всего холодного периода регулярно в профилактической дозировке. Чтобы получить весь набор минеральных веществ и витаминов, мы должны, по мнению учёных, использовать не менее ста видов растительных продуктов, включая зелень и приправы, листовые и травяные чаи, специи.

Список продуктов получается очень широкий: это и бобовые (горох, фасоль, соя, чечевица), орехи и семечки любые, и все овощи, в том числе все виды капусты (цветная, белокочанная, кольраби, брокколи), фрукты и ягоды по сезону в любом количестве. Каждый день необходимо употреблять не менее 4 любых фруктов среднего размера (яблоки, апельсины, груши) и около 300 граммов различных овощей. Это могут быть салаты, винегреты, овощной суп или борщ, овощная нарезка, гарнир из тушёных овощей. Всё годится. Полезны также каши из цельных круп (гречневой, овсяной, перловой, пшённой), которые могут использоваться каждый день в качестве гарнира или как самостоятельное блюдо, так как содержат весь набор необходимых веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы. Очень важным продуктом для детей являются яйца. Трудно переоценить их значение в питании детей. Их можно давать школьникам каждый день в любом виде. Особенно полезны перепелиные яйца. Хотя бы 1-2 раза в неделю детям нужно готовить рыбу.

С точки зрения дополнительного поступления в организм йода более полезна, конечно, морская рыба и другие продукты моря. Каждый день дети должны получать молочные продукты. При их выборе отдавайте предпочтение традиционным продуктам: молоку, кефиру, ряженке, творогу, сыру, сметане. В последнее время уже идет речь о том, что необходимо включать в рацион флавоноиды из трав (флавоноиды – это вещества которые находятся в растениях, обладают способностью укреплять стенки капилляров, имеют антиоксидантное действие). В организм обязательно должны поступать микроэлементы: калий, кобальт, селен и др. А если ребенок питается в основном сухариками или рацион его питания наполовину состоит из чипсов, то организм явно недополучает многие очень важные питательные вещества. А это чревато серьезными последствиями. Вы дом построите, если кирпичей не будет хватать или цемента не будет? А ведь в нашем организме все построено из тканей. Кожа, мышцы — все это ткани, кровь – это тоже ткань. Активные вещества, которые регулируют работу тканей, тоже состоят из белков, жиров, углеводов и человек должен их получать с пищей. Если школьник вместо обеда каждый день ест чипсы, то у него возникает нутриентная недостаточность — недостаточность аминокислот, витаминов, других необходимых веществ. И если питание не корректируется, то это, в конце концов, заканчивается ослаблением защитных функций организма, человек становится более подвержен воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе воздействию патогенных микроорганизмов, вызывающих острые респираторные вирусные инфекции.

У школьника, который правильно питается, хорошо функционируют ферментные системы и иммунная система способна его защитить. Если же организм недополучает нужных веществ, то эти системы ослаблены, соответственно и защитить организм от неблагоприятных факторов окружающей среды они не в состоянии.

НЕОХОДИМО СОБЛЮДАТЬ РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Чтобы быть здоровым необходимо получать горячее питание не менее 3-4 раз в день. Завтрак при этом обязателен. Во-первых, дети, которые ежедневно сытно завтракают, лучше учатся, у них лучше память и показатели интеллекта, они реже пропускают занятия в школе и, что не менее важно, реже страдают от избыточного веса, даже если за день получают больше калорий. К такому выводу пришли американские учёные. Дети, отказавшиеся от завтрака, в школе испытывают такой дефицит энергии, что переедают за обедом и ужином. Это приводит к нарушению обменных процессов и повышению массы тела. Кроме того, те дети, которые регулярно отказываются от завтрака, чаще болеют простудными заболеваниями, чем их «завтракающие» сверстники. Очень важно, чтобы завтрак протекал в спокойной обстановке. Особенно полезен завтрак, содержащий злаки, фрукты, молочные продукты, яйца.

Первый завтрак должен быть дома. Второй завтрак дети получают в школе. Это необходимо, поскольку активно работающий мозг в промежутке между 9 и 13 часами нуждается в дополнительном количестве питательных веществ, нельзя пренебрегать этим приёмом пищи.

Период с 13 до 15 часов является идеальным временем для обеда. Не следует откладывать его на более поздний период или отказываться от обеда вообще. В это время активно работают все органы пищеварения, обеспечивая хорошее расщепление и усвоение пищевых масс. Другими словами, всё съеденное будет полностью усвоено и использовано организмом для построения тканей и обеспечения его энергетических потребностей. В обед ребёнка можно покормить традиционным набором, включающим первое и второе блюдо, можно ограничиться только одним первым или вторым блюдом. Всё зависит от обстоятельств.

Важно понимать следующее: любое приготовленное дома блюдо – это лучше, чем любой перекус или перехват в виде пирожков, бутербродов, чипсов, ролтонов, сухих завтраков и других продуктов быстрого питания. Во второй половине дня детям обычно предлагают полдник, который так же вполне оправдан. Кто-то в это время учится в школе во вторую смену, кто-то готовит уроки дома, посещает секции, кружки или дополнительные занятия. В любом случае, затрачивается немало энергии. В зависимости от обстоятельств полдник может состоять из второго блюда с небольшим гарниром, лучше овощным, или он может ограничиться творогом, сыром, овощами, омлетом или просто яйцом, обязательно добавив к ним фрукты. В некоторых случаях полдник может полностью состоять из ягод и фруктов. Полдник ещё тем хорош, что помогает отчасти разгрузить ужин, что очень важно. Ужинать детям нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна. Ужин не должен быть обильным, так как сон с переполненным желудком будет неспокойным. На ужин можно предложить детям творог, рыбу, яйца, овощи, кашу, молоко, кефир, простоквашу.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

  • на срок хранения пищевых продуктов;
  • на состав пищевого продукта, т.е. на то, какая информация содержится на этикетке и конечно же — на состав пищевых добавок.

Следует понимать, что чем проще и натуральнее продукт, тем он безопаснее и полезнее для детского организма. В одной упаковке продукта могут быть токсические вещества, но не выше нормы. Давайте вернемся к чипсам. В чипсы добавляют много пищевых добавок: ароматизаторы, консерванты, и т.д. А они тоже токсичные, большинство из них, во всяком случае, небезопасны. Поэтому для употребления некоторых из этих веществ есть ограничения по возрасту. Например, детям до 10 лет нельзя употреблять определенные пищевые добавки. Но ведь у нас дети едят чипсы и сухарики с трехлетнего возраста.

Каких продуктов следует остерегаться? Следует полностью исключить из рациона детей чипсы, лапшу «Ролтон», бульонные кубики, газированные напитки и др. продукты быстрого приготовления. Они содержат пищевые добавки большое количество скрытой соли, сахара, перегружающие систему пищеварения. Мы должны не просто оградить детей от вредных продуктов, но и сформировать у них правильное отношение к ним. Не рекомендуется часто давать детям бутерброды, пирожки, сдобные булочки, сосиски в тесте, пиццу, хот-доги и гамбургеры, картофель фри, заварной картофель, хлопья, палочки, взорванные хлопья, фигурные изделия из кукурузы, сухие зерновые плитки. Чтобы организм ребенка хорошо функционировал на фоне неблагоприятных факторов, надо поддерживать ее в активном состоянии и конечно следить за тем, чем питается школьник и как питаемся.

О пользе горячего питания

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата.

Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, газированные напитки, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке в школе необходимо горячее питание.