Абитуриенту 2025
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, факультет биологии и экологии, кафедра технологии, физиологии и гигиены питания приглашает Ваших выпускников к поступлению на специальность 6-05-0721-03 «Производство продукции и организация общественного питания» ( квалификация: инженер-технолог в сфере общественного питания ).
Перечень возможных должностей и сфер профессиональной деятельности:
инженер-технолог; заведующий производством; заместитель заведующего производством, начальник цеха (кондитерского, кулинарного и др.); директор, заведующий объекта общественного питания; преподаватель университета, колледжа и др.; инженер по стандартизации; инженер в проектной организации; мастер производственного обучения в колледже и иные руководящие должности в рамках профессиональных компетенций в сфере общественного питания.
Вступительные испытания :
Химия (ЦЭ или ЦТ)
Математика (ЦЭ или ЦТ)
Русский язык /белорусский язык(ЦЭ)
Кроме того, доводим до вашего сведения, что специальность 6-05-0721-03 «Производство продукции и организация общественного питания» входит в перечень наиболее востребованных экономикой, при поступлении на которую зачисляются в учреждение высшего образования БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании с награждением золотой (серебряной) медалью.
С подробной информацией о кафедре и специальности можно ознакомиться в буклете и презентации (вложены):
О профессии спасателя.
В нашей стране готовят специалистов разных профессий в сфере безопасности человека, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение задач по защите человека, территорий возлагается и на Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Мы готовы вам помочь и рассказать о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь!
Если вы здоровы, физически подготовлены и хотите быть уверены в завтрашнем дне – поступайте в государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (г. Минск). Университет осуществляет прием граждан Республики Беларусь для получения образования в очной (дневной) и заочной формах за счет средств республиканского бюджета – для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Для обучения принимаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 28 лет.
Формы и сроки получения высшего образования в университете:
очная (дневная) форма получения образования – 4 года;
заочная форма получения образования с полным сроком обучения – 5 лет.
Прием лиц, поступающих для получения образования в очной (дневной) форме, осуществляется с учетом состояния их здоровья по группам предназначения, определенным в соответствии с Порядком медицинского освидетельствования, по специальностям:
«Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» – юноши, состояние здоровья которых соответствует 1 группе предназначения;
«Пожарная и промышленная безопасность» – юноши и девушки, состояние здоровья которых соответствует не ниже 3 группы предназначения
Чтобы стать абитуриентом, уже в январе необходимо обратиться в районный отдел по чрезвычайным ситуациям по месту жительства, где от Вас примут заявление о поступлении, после чего направят для прохождение медицинского освидетельствования на предмет годности поступления в университет. Следующий этап — сдача нормативов по физической подготовке: юноши – подтягивание на перекладине, бег 100 и 1000м.; девушки – комплектно-силовое упражнение, бег 100 и 500 м. После прохождения профотбора абитуриенты сдают вступительные испытания по белорусскому (русскому) языку, физике и математике в форме Централизованного экзамена или Централизованного тестирования, проводимого Министерством образования.
При зачислении на учебу курсанты получают полное государственное обеспечение (питание, форменное обмундирование, бесплатное проживание, стипендию, медицинское обслуживание). После окончания университета выпускникам выдаются дипломы государственного образца об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (юноши) либо «Инженер по пожарной и промышленной безопасности» (юноши и девушки). Дополнительно к обучению Вы можете найти себе занятия по интересу: участие в научной работе, художественной самодеятельности (КВН, вокально-инструментальный ансамбль, хореографические группы), занятия в спортивных секциях.
Ждем Ваших обращений о поступлении в Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь в Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям по адресу: г.Ошмяны, ул.Я.Колоса, д. 3. Дополнительную информацию можно получить по телефону: 7 99 81 (рабочий) или мобильной связи Велком по телефону 8029 3258005.
Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
В спасатели с детства!
Кто из мальчишек в детстве не мечтал стать спасателем? Мечтают стать спасателем многие, но посвящают свою жизнь спасательному делу единицы – т.е, кто твердо уверен в своем призвании и настойчиво идет к своей цели.
Для тех мальчишек, которые с юных лет уже точно знают, что быть спасателем – их призвание, лучшим решением будет поступление в Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС Беларуси.
Обучение направлено на подготовку к поступлению в учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров для органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, по специальностям военного образования для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь и иные учреждения образования.
Лицей находится в 14 км от г. Гомель, на территории бывшего детского оздоровительного лагеря.
В Лицее в течение 5-ти лет (с 7-го по 11-й классы) в условиях круглосуточного проживания проходят обучение лица мужского пола, которые завершили обучение в 6-ом классе на 2-ой ступени общего среднего образования.
Обучающиеся в Лицее получают бесплатное обмундирование, 5-ти разовое питание, проживание и медицинское обслуживание.
Лицей располагает современной учебно-практической базой, специализированными аудиториями, учебно-тренировочными площадками, спортивными залами, бассейном.
Для проживания и развития учащихся имеются благоустроенные спальные корпуса, медицинская часть, столовая, культурно-досуговый центр с современным актовым залом, музей истории Лицея, музей спортивной славы, и т. д.
Учебно-материальная база лицея включает в себя:
— пять спальных корпусов (в каждом корпусе имеется общая бытовая комната; холл психологической разгрузки и отдыха, оборудованный мягкой мебелью, телевизором, уголком читателя; помещения для стирки и сушки белья, хранения личных вещей учащихся; спальные комнаты (от 2 до 4 койкомест); санузлы и душевые кабины);
— учебный корпус (23 учебные аудитории, из которых 20 оснащены интерактивным оборудованием, компьютерный класс, библиотека с читальным залом, спортивный зал 36х18 м, тренажерный и борцовский залы);
— плавательный 25-метровый бассейн на 4 дорожки;
— учебно-практический центр (зимний сад, конференц зал, медиатека, класс контроля знаний);
— инновационно-образовательный центр безопасности жизнедеятельности Гомельской области;
— плац, столовая на 250 посадочных мест, зрительный зал на 261 посадочное место, административный корпус с общежитием на 30 мест, медицинский пункт, здание оперативно-дежурной части;
— плоскостные спортивные сооружения (игровая площадка 20х40м и беговая дорожка с искусственным покрытием, два гимнастических городка и учебная пожарная башня).
— музей истории лицея
Выпускники Лицея, закончившие учреждение с отметками 7 (семь) и выше баллов по всем предметам учебного плана, имеют право поступать в учреждения высшего образования силовых структур без вступительных испытаний.
В Лицее созданы все условия для получения полноценного образования и всестороннего развития обучающихся.
Мы будем рады, если именно Вы решите поступить в Лицей МЧС и реализовать свой потенциал.
Дополнительную информацию можно получить по телефону: 7 99 81 (рабочий) или мобильной связи Велком по телефону 8029 3258005.
Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
Новогрудский государственный колледж технологий и безопасности приглашает абитуриентов на базе 11 классов на обучение по специальности «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Срок обучения – 2 года 7 месяцев. Форма обучения –очная (дневная). Все иногородние заселяются в общежитие. Имеют возможность заниматься в спортивных секциях и кружках по интересам. Во время каникул – есть возможность поработать в студенческих строительных отрядах.
Сфера деятельности после окончания учебного заведения:
— подразделения по чрезвычайным ситуациям городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям;
— подразделения специального назначения МЧС;
— аварийно-спасательные, аварийно-востановительные подразделения других республиканских органов государственного управления.
После окончания учебного заведения выпускникам выдаются дипломы государственного образца об окончании среднего специально учебного заведения с присвоением квалификации «Техник по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Чтобы стать абитуриентом, необходимо обратиться в районный отдел по чрезвычайным ситуациям по месту жительства, пройти профессиональный отбор и медицинскую комиссию на предмет годности. Сроки подачи документов – с 20 июля по 06 августа. Вступительные испытания – конкурс среднего балла документа об образовании и результаты прохождения профессионального отбора.
Это необходимо сделать заранее, чтобы знать степень годности кандидата (спецпроверка, медицинская комиссия по месту жительства, медицинское обследование в поликлинике УВД г. Гродно).
Ждем Ваших обращений о поступлении в колледж в Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям по адресу: г.Ошмяны, ул.Я.Колоса, д. 3. Дополнительную информацию можно получить по телефону: 7 99 81 (рабочий) или мобильной связи Велком по телефону 8029 3258005.
Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
Учреждение образования «Молодечненский государственный колледж»
объявляет прием юношей и девушек в 2024 году
Уровень профессионально-технического образования
На основе общего базового образования (после 9 классов) с получением профессионально-технического и общего среднего образования по следующим квалификациям:
- Повар; официант.
- Машинист тесторазделочных машин; пекарь; машинист расфасовочно-упаковочных машин.
- Повар детского питания; кондитер.
- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов;
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. - Монтажник санитарно-технических систем и оборудования;
Слесарь по обслуживанию и ремонту газоиспользующего оборудования. - Швея; парикмахер.
- Швея; Оператор швейного оборудования
- Каменщик; дорожный рабочий; печник.
- Столяр, плотник; Станочник деревообрабатывающих станков
- Штукатур; маляр; облицовщик-плиточник.
Срок обучения 2 года 10 месяцев.
- Продавец; контролер-кассир (контролер).
Срок обучения 2 года 6 месяцев
Прием осуществляется на основе среднего балла документа об образовании.
На основе специального образования с получением квалификации рабочего
по следующим квалификациям:
- Штукатур; маляр.
Срок обучения 1 год 10 месяцев.
Учащиеся, поступившие на основе общего базового и специального образования, обеспечиваются бесплатным питанием.
Иногородние учащиеся обеспечиваются общежитием.
Поступающие в колледж подают в приемную комиссию следующие документы:
заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме;
оригиналы документа об образовании и приложения к нему;
документ, удостоверяющий личность;
медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;
документы, подтверждающие право поступающего на льготы при приеме
на обучение;
6 фотографий размером 3 x 4 см.
Прием документов с 15.06.2024 по 23.08.2024
зачисление – с 24.08.2024 по 26.08.2024
Приемная комиссия работает с 9.00 до 18.00
Выходной день: воскресенье
Уровень среднего специального образования
Дневная форма получения образования (на бюджетной основе):
На основе общего базового образования (после 9 классов) с получением общего среднего и среднего специального образования по специальностям:
- Строительство зданий и сооружений.
Квалификация Техник-строитель
Срок обучения – 3 года 6 месяцев
- Монтаж и техническое обслуживание охранной и пожарной сигнализации.
Квалификация Электромонтер охранно-пожарной сигнализации 7-го разряда
Срок обучения – 3 года 6 месяцев
прием документов – с 20.07.2024 по 03.08.2024
зачисление – до 10.08.2024
Прием осуществляется на основе среднего балла документа об образовании.
Заочная форма получения образования (на бюджетной основе):
На основе профессионально-технического образования с получением среднего специального образования по специальностям:
- Монтаж и эксплуатация санитарно-технического оборудования зданий
и сооружений.
Квалификация Техник по монтажу и эксплуатации санитарно-технического оборудования
Срок обучение – 2 года 9 месяцев
прием документов – с 20.07.2024 по 12.08.2024
зачисление – до 16.08.2024
Прием осуществляется на основе среднего балла документа об образовании.
В приемную комиссию абитуриенты подают следующие документы:
заявление на имя руководителя УССО по установленной Министерством образования форме;
оригинал документа об образовании и приложения к нему;
6 фотографий 3х4 см;
медицинская справка о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;
документы, подтверждающие право абитуриента на льготы при зачислении для получения среднего специального образования.
Иногородние учащиеся обеспечиваются общежитием.
Приемная комиссия работает с 9.00 до 18.00
Выходной день: воскресенье
Адрес колледжа: 222310 Минская область, г. Молодечно, улица Городокская, 111
Тел. 8(0176) 747195, 581567, 551560, 747221
e-mail: info@molgc.by
www: molgc.by
Проезд автобусным маршрутом № 3 с «Вокзала» до остановки «Колледж»
и автобусным маршрутом № 10 с «Вокзала» до остановки ТЦ «Модуль».
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Национальный образовательный портал
Республиканский веб-сайт Абитуриент
Министерство образования Республики Беларусь
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Академия последипломного образования
Республиканский институт профессионального образования
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь
Республиканский институт высшей школы
Министерство обороны Республики Беларусь
Молодечненский торгово-экономический колледж
Учреждение образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Национального института образования (www.adu.by)
Республиканский институт профессионального образования (www.ripo.unibel.by)
Главный информационно — аналитический центр Министерства образования РБ (www.giac.unibel.by)
РЦПОМ (rcpom.edu.by)
Республиканский институт контроля знаний (www.rikz.unibel.by)
Концепция развития профессиональной ориентации молодёжи Республики Беларусь
Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2023/february/73301/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Министерство обороны Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский институт МВД Республики Беларусь ТЫ ГОТОВ!?
Информация для поступающих в Академию МВД Республики Беларусь
Академия МВД Республики Беларусь Гордое звание курсанта
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь
В целях оперативного обеспечения участников образовательного процесса актуальной информацией о возможностях профессионального самоопределения учащихся и оказания информационной поддержки учащимся учреждений общего среднего образования в вопросах выбора сферы будущей профессиональной деятельности учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» разработан интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь, который доступен по ссылке (ripo.unibel.by/map/).
Учреждение образования «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж»
Учреждение образования «Ивьевский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей».
Онлайн-анкетирование
Учреждение образования «Лидский государственный профессиональный политехнический лицей»
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Презентация Абитуриенту
YouTube-канал «Твоё профессиональное образование»
Веб-ресурс ПрофКомпас
Информация о проводимых в Вооруженных Силах мероприятиях военно-профессиональной ориентации
Онлайн платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест» https://profitest.ripo.by/public/register
Указания начальника главного организационно-мобилизационного управления, заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил, что Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 года № 2 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» утверждены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и среднего специального образования (далее – Правила).
В частности, пунктом 26 Правил приема дополнительно предусмотрено:
«на места, оставшиеся после зачисления абитуриентов на основании пункта 23 настоящих Правил, вне конкурса при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по предметам вступительных испытаний зачисляются:
лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) военно-патриотической направленности учреждений общего среднего образования и освоившие учебную программу факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты на специальности, перечень которых устанавливается Министерством обороны (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема (цифр приема);
дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, а также умерших в период прохождения военной службы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы, или ставших инвалидами в связи с исполнением обязанностей военной службы, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства, при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты;
лица, освоившие содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины на территории воинских частей (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации воинских частей), при поступлении в УВО Министерства обороны и на военные факультеты на специальности, перечни которых устанавливаются Министерством обороны, а также в УВО Министерства внутренних дел, Государственного пограничного комитета, кроме специальностей для органов финансовых расследований Комитета государственного контроля (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема (цифр приема)».
О профессии спасателя.
В нашей стране готовят специалистов разных профессий в сфере безопасности человека, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение задач по защите человека, территорий возлагается и на Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Мы готовы вам помочь и рассказать о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь!
Если вы здоровы, физически подготовлены и хотите быть уверены в завтрашнем дне – поступайте в государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (г. Минск). Для обучения принимаются юноши и девушки в возрасте от 17 до 25 лет. Срок обучения 4 года. Обучение проводится на бюджетной и платной основах. При зачислении на учебу курсанты получают полное государственное обеспечение (питание, форменное обмундирование, бесплатное проживание, стипендию, медицинское обслуживание). После окончания университета выпускникам выдаются дипломы государственного образца об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (юноши) либо «Инженер по пожарной и промышленной безопасности» (юноши и девушки). Дополнительно к обучению Вы можете найти себе занятия по интересу: участие в научной работе, художественной самодеятельности (КВН, вокально-инструментальный ансамбль, хореографические группы), занятия в спортивных секциях.
Чтобы стать абитуриентом, необходимо обратиться в районный отдел по чрезвычайным ситуациям по месту жительства, где от Вас примут заявление о поступлении, после чего направят для прохождение медицинского освидетельствования на предмет годности поступления в университет. Следующий этап — профессиональный отбор, сдача нормативов по физической подготовке: юноши – подтягивание, бег 100 и 1000м.; девушки – комплектно-силовое упражнение, бег 100 и 500 м. После прохождения профотбора абитуриенты сдают вступительные испытания по белорусскому (русскому) языку, физике и математике в форме централизованного тестирования, проводимого Министерством образования.
Ждем Ваших обращений о поступлении в Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь в Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям по адресу: г.Ошмяны, ул.Я.Колоса, д. 3. Дополнительную информацию можно получить по телефону: 7 99 81 (рабочий) или мобильной связи Велком по телефону 8029 3258005.
Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
В спасатели с детства
Кто из мальчишек в детстве не мечтал стать спасателем? Мечтают стать спасателем многие, но посвящают свою жизнь спасательному делу единицы – т.е, кто твердо уверен в своем призвании и настойчиво идет к своей цели.
Для тех мальчишек, которые с юных лет уже точно знают, что быть спасателем – их призвание, лучшим решением будет поступление в Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС Беларуси.
Лицей МЧС является современным учреждением общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, направленных на подготовку учащихся к поступлению в Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и других органов государственного управления.
В Лицее в течение 5-ти лет (с 7-го по 11-й классы) в условиях круглосуточного проживания проходят обучение лица мужского пола, которые завершили обучение в 6-ом классе на 2-ой ступени общего среднего образования.
Лицей располагает современной учебно-практической базой, специализированными аудиториями, учебно-тренировочными площадками, спортивными залами, бассейном.
Для проживания и развития учащихся имеются благоустроенные спальные корпуса, медицинская часть, столовая, культурно-досуговый центр с современным актовым залом, музей истории Лицея, музей спортивной славы, и т. д.
Выпускники Лицея, закончившие учреждение с отметками 7 (семь) и выше баллов по всем предметам учебного плана, имеют право поступать в учреждения высшего образования силовых структур без вступительных испытаний.
В Лицее созданы все условия для получения полноценного образования и всестороннего развития обучающихся.
Мы будем рады, если именно Вы решите поступить в Лицей МЧС и реализовать свой потенциал.
Для участия в конкурсе на поступление вам необходимо обратиться в Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям, где вам предоставят исчерпывающую информацию о правилах приема в учебные заведения МЧС.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 7-99-81,
а также 8029-325-80-05
Ошмянский районный отдел по чрезвычайным ситуациям.
Республиканская акция «Твое профессиональное образование»
Видеоконференция БГТУ
«Профессиональное образование Гродненской области»
Памятка для вучняў і іх бацькоў па выбары прафесіі
Паважаныя таты і мамы!
Выбар прафесіі — важнае і адказнае справа!
Выбіраючы прафесію, трэба ўлічваць у першую чаргу інтарэсы дзіцяці, яго схільнасці, здольнасці, жаданні і толькі потым сямейныя традыцыі і інтарэсы.
1. Дайце свайму дзіцяці права выбару будучай прафесіі.
2. Абмяркоўвайце разам з ім магчымыя «за» і «супраць» абранай ім прафесіі.
3. Разглядайце выбар будучай прафесіі не толькі з пазіцыі матэрыяльнай выгады, але і з пазіцыі маральнага задавальнення.
4. Улічвайце ў выбары будучай прафесіі асабістыя якасці свайго дзіцяці, якія неабходныя яму ў дадзенай спецыяльнасці.
5. Калі ўзнікаюць рознагалоссі ў выбары прафесіі, выкарыстоўвайце магчымасць параіцца са спецыялістамі-кансультантамі.
6. Не цісніце на дзіця ў выбары прафесіі, інакш гэта можа абярнуцца ўстойлівымі канфліктамі.
7. Падтрымлівайце дзіцяці, калі ў яго ёсць цярпенне і жаданне, каб яго мара спраўдзілася.
8. Калі ваша дзіця памыліўся ў выбары, не корыце яго за гэта. Памылку можна выправіць.
9. Калі ваша дзіця рана захапілася нейкай прафесіяй, дайце яму магчымасць падтрымліваць гэты інтарэс з дапамогай літаратуры, заняткаў ў гуртках і т. д.
Памятаеце, што дзеці пераймаюць традыцыі адносіны да прафесіі сваіх бацькоў!
Рэкамендацыі па выбары прафесіі дзецьмі
- Кожны сам выбірае сваю прафесію, і сам павінен памыляцца і вучыцца на сваіх памылках; парады трэба слухаць, а вырашаць і рабіць па-свойму.
- Усвядомце каштоўнасць выбару вашага дзіцяці (для сябе і для грамадства), вывучайце прафесію і ўсё, што з ёй звязана.
- Зарыентуйцеся ў канкрэтнай сацыяльна-эканамічнай сітуацыі (патрэба, прэстыжнасць, зарплата і інш.).
- Прамаўляючы «Я хачу», ведайце, што вы можаце, і што трэба ў дадзеных абставінах.
- Вылучыце далёкую прафесійную мэта (мару). Суаднясіце яе з іншымі жыццёвымі мэтамі (асобаснымі, сямейнымі, досугового).
- Дапамажыце яму пабудаваць для сябе сістэму блізкіх і сярэдніх перспектыў як этапаў руху да далёкай мэты.
- Не бойцеся пошуку, рызыкі, смела выпраўляйце памылкі, вяртайцеся з няправільна абранага шляху.
- Выбіраць варта не толькі прафесію, а і звязаны з ёй лад жыцця і зручны для вас выгляд дзейнасці.
- Будзьце адказныя ў рашэннях: жыццё не ведае чарнавікоў.
- Майце рэзервовы варыянт на выпадак няўдачы па асноўным накірунку.
- Усвядомце цяжкасці (знешнія і ўнутраныя) на шляху па вызначаным мэтам.
- Азначце (сплануйце) шляхі і сродкі пераадолення цяжкасцяў.
- Для набліжэння мары трэба шмат працаваць, чытаць, думаць.
Бацькам неабходна ўлічваць ступень уплыву аднагодкаў на рашэнне сына ці дачкі, і на колькі такі ўплыў аказваецца станоўчым.
————————————————————————————————————————
Памятка па прафарыентацыі
Ніхто не будзе спрачацца з сцвярджэннем, што адной з самых галоўных праблем сучаснага чалавека з’яўляецца праблема выбару. Нам даводзіцца выбіраць пастаянна: сённяшняе грамадства пабудавана на разнастайнасці і варыятыўнасці. Ёсць сітуацыі, калі памылка ў выбары будзе мець далёка ідучыя наступствы і можа адбіцца на ўсім далейшым жыцці.
Адна з такіх сітуацый — вызначэнне чалавекам сваёй справы (або прафесіі).
Сённяшнім маладым людзям вельмі складана. Ім даводзіцца выбіраць з вялікага ліку сучасных спецыяльнасцяў.
Вядома, не існуе якога-то абсалютна надзейнага і вернага спосабу вызначэння схільнасцяў і здольнасцяў чалавека і адпаведнаму ім спосабу заробку. Але ёсць шэраг фактараў, якія варта ўлічваць, і шэраг саветаў спецыялістаў, якія дапамогуць маладым людзям звесці верагоднасць памылкі да мінімуму.
Усе памылкі, якія дапускаюцца пры выбары прафесіі, спецыялісты дзеляць на тры групы:
— няведанне самога сябе;
— няведанне свету прафесій;
— няведанне правілаў выбару прафесіі.
Як жа пазбегнуць памылак і прыняць канчатковае і, галоўнае, слушнае рашэнне?
Каб спазнаць самога сябе, вам неабходна вывучыць:
— сваё здароўе;
— інтарэсы і схільнасці;
— здольнасці, веды і ўменні.
Некаторыя чалавечыя асаблівасці, напрыклад, інтарэсы або схільнасці характарызуюцца зменлівасцю. Але існуе іншы тып індывідуальных характарыстык. Яны даволі ўстойлівыя, і змяніць іх практычна нельга. Іх уплыў вельмі адчувальна ў дзейнасці і ва ўзаемаадносінах з навакольнымі. Да іх ставяцца, напрыклад, рысы, звязаныя з індывідуальнымі асаблівасцямі нервовай сістэмы. Каб разабрацца з тым, якімі псіхафізіялагічнымі і псіхалагічнымі якасцямі валодае чалавек, сёння існуюць розныя дыягнастычныя методыкі.
Інфармацыю можна атрымаць з спецыялізаванай літаратуры, СМІ, Інтэрнэту. Акрамя таго, вы можаце пагутарыць з наступнымі людзьмі:
— псіхолагамі-прафкансультантамі;
— школьным псіхолагам;
— выкладчыкамі прафесійных навучальных устаноў;
— школьнымі настаўнікамі;
— спецыялістамі тых прафесій, якія Вас цікавяць;
— бацькамі, сваякамі і знаёмымі.
Сем крокаў да ўзважанага рашэння.
1. Скласці спіс падыходных прафесій.
Складзіце спіс прафесій, якія Вам падабаюцца, цікавыя, па якіх Вы хацелі б працаваць, якія Вам падыходзяць.
2. Скласці пералік патрабаванняў да абраных прафесій.
Складзіце спіс сваіх патрабаванняў:
— выбіраюць прафесія і будучы род заняткаў;
— выбіраюць прафесія і жыццёвыя каштоўнасці;
— выбіраюць прафесія і жыццёвыя мэты;
— выбіраюць прафесія і мае сённяшнія гарачыя праблемы;
— выбіраюць прафесія і рэальнае працаўладкаванне па спецыяльнасці;
— пажаданы ўзровень прафесійнай падрыхтоўкі;
— выбіраюць прафесія і мае схільнасці і здольнасці;
— пажаданыя ўтрыманне, характар і ўмовы працы.
3. Вызначыць значнасць кожнага патрабаванні.
Вызначыце, наколькі ўсе пералічаныя патрабаванні значныя. Можа быць, ёсць менш важныя патрабаванні, якія, па вялікім рахунку, можна і не ўлічваць.
4. Ацаніць сваю адпаведнасць патрабаванням кожнай з падыходных прафесій.
Акрамя тых патрабаванняў, якія ёсць у Вас да прафесіі, існуюць і патрабаванні самой прафесіі. Прааналізуйце, ці развітыя ў Вас прафесійныя якасці, ці адказваюць вашыя інтэлектуальныя здольнасці, псіхалагічныя асаблівасці, стан здароўя патрабаванням прафесіі.
5. Падлічыць і прааналізаваць вынікі.
Прааналізуйце, якая прафесія з усяго спісу больш за іншых падыходзіць Вам па ўсіх пунктах.
6. Праверыць вынікі.
Каб пераканацца ў правільнасці Вашых разважанняў, абмяркуйце сваё рашэнне з сябрамі, бацькамі, настаўнікамі, псіхолагам, прафкансультантам.
7. Вызначыць асноўныя практычныя крокі да поспеху.
Такім чынам, Вы прынялі рашэнне, цяпер важна вызначыць: у якім навучальнай установе Вы зможаце атрымаць прафесійную адукацыю, як развіваць у сабе прафесійна важныя якасці, як можна атрымаць практычны вопыт работы па дадзенай спецыяльнасці, як павысіць сваю канкурэнтаздольнасць на рынку працы.
Парады псіхолага «Як выбраць прафесію»
Пры выбары прафесіі вельмі важна адпаведнасць паміж псіхалагічнымі асаблівасцямі чалавека і адпаведнымі характарыстыкамі прафесіі.
Прафесія павінна быць цікавая.
Калі табе падабаюцца жывёлы, расліны, то табе будзе цікава ў сваёй прафесійнай дзейнасці сутыкацца з аб’ектамі жывой прыроды. Калі ты любіш тэхніку — цікавасць да яе будзе падтрымліваць цябе ў дзейнасці інжынера-канструктара або фізіка-тэарэтыка.
Любая прафесія патрабуе, каб у чалавека прысутнічалі так званыя «прафесійна важныя якасці» — напрыклад, для карэктара важна ўвага, для мастака — вобразнае мысленне, і г.д. Таму, выбіраючы пэўную прафесію, важна ўсвядоміць, ці ёсць у цябе здольнасці, адпаведныя прафесійна важным якасцях. У сітуацыі сумневу выбірай тую прафесію, дзе твае здольнасці будуць максімальна рэалізаваны, дзейнасць, у якой ты даможашся найбольшага поспеху.
Нарэшце, тып рэалізуемай прафесійнай дзейнасці павінен супадаць з тваім асобасным, характаралагічнымм тыпам. Скажам, калі ты таварыскі — табе больш падыдуць прафесіі, звязаныя з шматлікімі кантактамі, а калі эмацыйна няўстойлівы — не зможаш выконваць руцінныя віды дзейнасці, якія патрабуюць канцэнтрацыі на працягу доўгага часу.
Такім чынам, для таго, каб выбраць прафесію, неабходна, перш за ўсё, спазнаць сябе. Дапамагчы лепш пазнаць сябе і часткова адказаць на гэтыя пытанні (цалкам ты на іх не адкажаш ніколі) дапаможа няхітрае практыкаванне: паглядзі на сябе вачыма іншага чалавека. Канкрэтнага чалавека, якога ты добра ведаеш — скажам, сябра або суседа па парце, мамы, родных або блізкіх. Паспрабуй растлумачыць свае ўчынкі так, як гэта зрабіў бы іншы чалавек — не ведаючы сапраўдных матываў. Ты зразумееш, якім цябе бачаць іншыя людзі, але, з другога боку, пазбавішся ад суб’ектывізму, бо ў сваім воку, як вядома, не відаць і бярвенні.
Змагайся, працуй над сабой, спазнавай сябе. І памятай, што псіхічныя ўласцівасці чалавека (няхай гэта будуць здольнасці, інтарэсы або рысы характару) — выключна гнуткія, зменлівыя якасці. Вядома нямала выпадкаў, калі чалавеку, які не мае здольнасцяў да музыкі, але горача жадаючаму ёю займацца, атрымоўвалася развіць музычны слых.
Галоўнае — цікавасць; запомні: здольнасці фармуюцца ў дзейнасці.
Прывыкай працаваць. На адных здольнасцях далёка не з’едзеш. З іншага боку, цікавасць — рэч таксама не зусім ўстойлівая. Мноства рабят думаюць, што любяць нейкі навучальны прадмет, а на самай справе ім вельмі падабаецца настаўнік. Акрамя таго, цяжка зразумець, ці спадабаецца табе псіхалогія або тая ж эканоміка — ты ж раней у школе не вывучаў нічога падобнага.
Для таго, каб не памыліцца, трэба пашыраць свой кругагляд ў адносінах да свету прафесій. Задавай дарослым людзям пытанні аб іх прафесійнай дзейнасці — як правіла, людзі з задавальненнем расказваюць пра сваю сапраўдную працу і пра студэнцкія гады. Тады ты зможаш свядома вырашыць, ці цікавая табе дадзеная вобласць, ці ўсё, што ты ведаеш пра спецыяльнасці, на якую падаеш дакументы, — гэта яе назва.
Такім чынам, разабраўшыся ў сваіх здольнасцях, інтарэсах і асобасных рысах, вы прыступаеце да выбару ўжо не прафесіі — а каледжа. Высветліце, якія спецыяльнасці і спецыялізацыі адпавядаюць выгляду дзейнасці, які вас цікавіць. Гэта не заўсёды адназначная адпаведнасць.
Прыняцце рашэння павінна грунтавацца на многіх фактарах:
• рэпутацыя навучальнай установы і конкурс;
• меркаванне сяброў, бацькоў;
• кошт навучання і г.д.
Не залянуецеся і выпішыце на асобным лісточку паперы плюсы і мінусы кожнага з варыянтаў. Прааналізуйце дадзеныя разам з сябрамі і сваякамі. І заўсёды памятайце: канчатковы выбар толькі за вамі — выбіраючы прафесію, вы выбіраеце лёс.
Фактары выбару прафесіі
Якія фактары абумоўліваюць выбар чалавекам той ці іншай прафесіі? На практыцы аказваецца, што схільнасці ўлічваюцца ў апошнюю чаргу, а вось меркаванне бацькоў аказвае вялікі ўплыў.
Варта падумаць над наступнымі фактарамі выбару прафесіі:
1. Пазіцыя старэйшых членаў сям’і. Ёсць старэйшыя, якія нясуць прамую адказнасць за тое, як складаецца твая жыццё. Гэты клопат распаўсюджваецца і на пытанне пра тваю будучаю прафесію.
2. Пазіцыя таварышаў, сябровак. Сяброўскія сувязі ў тваім узросце ўжо вельмі дужыя і могуць моцна ўплываць на выбар прафесіі. Можна даць толькі агульны савет: правільным будзе рашэнне, якое адпавядае тваім інтарэсам і супадае з інтарэсамі грамадства, у якім ты жывеш.
3. Пазіцыя настаўнікаў, школьных педагогаў (класнага кіраўніка). Назіраючы за паводзінамі, вучэбнай і пазанавучальнай актыўнасцю навучэнцаў, дасведчаны педагог ведае шмат такога пра цябе, што схавана ад непрафесійных вачэй і нават ад цябе.
4. Асабістыя прафесійныя планы. Пад планам у дадзеным выпадку маюцца на ўвазе твае ўяўленні аб этапах асваення прафесіі.
5. Здольнасці. Аб своеасаблівасці сваіх здольнасцяў трэба судзіць не толькі па поспехах у вучобе, але і па дасягненнях у самых разнастайных відах дзейнасці.
6. Узровень дамаганняў на грамадскае прызнанне. Плануючы свой працоўны шлях, вельмі важна паклапаціцца аб рэалістычнасці сваіх дамаганняў.
7. Інфармаванасць. Важна паклапаціцца аб тым, каб набытыя табой звесткі аб той ці іншай прафесіі не апынуліся скажонымі, няпоўнымі, аднабаковымі.
8. Схільнасці. Схільнасці праяўляюцца ў любімых занятках, на якія траціцца вялікая частка вольнага часу. Гэта — інтарэсы, падмацаваныя пэўнымі здольнасцямі.
Правілы выбару прафесіі
Неабходна вывучыць як мага больш прафесій, вызначыць, якія прафесіі і спецыялісты неабходныя ў рэгіёне, дзе вы жывяце.
Важна вывучыць самога сябе (інтарэсы, схільнасці, здольнасці, тэмперамент, рысы характару, асаблівасці пазнавальных працэсаў, здароўе, самаацэнку, узровень дамаганняў і інш.).
Варта выбраць найбольш прывабную, прыдатную прафесію.
Падрабязна вывучыць выбраную прафесію: азнаёміцца з прафесіяграмай, вызначыць формулу прафесіі, удакладніць змест, умовы працы і патрабаванні, што прад’яўляюцца прафесіяй да чалавека. Вывучыць магчымасці яе набыцця і перспектывы прафесійнага росту.
Паспрабаваць свае сілы ў выбранай прафесіі (у гуртках па інтарэсах, у вучэбна-вытворчым камбінаце).
Параўнаць атрыманыя веды аб прафесіі са сваімі магчымасцямі, параіцца з бацькамі, настаўнікамі, лекарамі, псіхолагам, атрымаць кваліфікаваную прафкансультацыю.
Пры вызначэнні адпаведнасці сваіх прафесійных магчымасцяў патрабаванням абранай прафесіі атрымаць у школе або КПК першапачатковую прафесійную падрыхтоўку, рэалізоўваць самакантроль гатоўнасці да прафесійнага самавызначэння.
Пры адсутнасці названага адпаведнасці знайсці запасны варыянт прафесійнага выбару.
Выбраўшы для сябе будучую прафесію, неабходна праяўляць настойлівасць у рэалізацыі намеры і авалоданні прафесіяй у дасканаласці.
Як не памыліцца, выбіраючы прафесію
У марах будучая жыццё малюецца прыгожа. І цікавая праца займае ў ёй далёка не апошняе месца. Але не так-то проста зразумець сваё прызначэнне. Вось памылкі, якія перашкаджаюць старшакласніку і абітурыенту зрабіць правільны крок:
Стаўленне да выбару прафесіі як да нязменнага. У любой сферы дзейнасці адбываецца змена заняткаў, пасад па меры росту кваліфікацыі чалавека. Пры гэтым найбольшых поспехаў дасягае той, хто добра прайшоў пачатковыя прыступкі.
Ходзяць думкі аб прэстыжнасці прафесіі. У дачыненні да прафесіі забабоны выяўляюцца ў тым, што некаторыя важныя для грамадства прафесіі, заняткі лічацца нявартымі, непрыстойнымі (напрыклад, смяцяр).
Выбар прафесіі пад уплывам таварышаў (за кампанію, каб не адстаць). Мы выбіраем прафесію па свайму «густ» і «памеры» гэтак жа, як вопратку і абутак.
Перанос адносіны да чалавека, прадстаўніка той ці іншай прафесіі, на саму прафесію. Пры выбары прафесіі трэба ўлічваць перш за ўсё асаблівасці гэтага віду дзейнасці, а не выбіраць прафесію толькі таму, што табе падабаецца ці не падабаецца яе прадстаўнік.
Захапленне толькі знешняй або якой-небудзь прыватнай бокам прафесіі. Так, за лёгкасцю, з якой акцёр стварае на сцэне вобраз, стаіць напружаны, будзённая праца.
Атаясамліванне школьнага вучэбнага прадмета з прафесіяй ці дрэннае распазнаванне гэтых паняццяў. Ёсць такі прадмет, як замежная мова, а прафесій, дзе патрабуецца здольнасць да мовы, Шмат: перакладчык, экскурсавод, тэлефаніст міжнароднай сувязі і інш.Таму пры выбары прафесіі трэба ўлічваць, якія рэальныя заняткі і прафесіі за гэтым прадметам стаяць.
Састарэлыя ўяўленні аб характары працы ў сферы матэрыяльнай вытворчасці. Ва ўсе прафесіі, і перш за ўсё ў рабочыя, укараняецца складаная і цікавая тэхніка, павышаецца культура працы.
Няўменне або нежаданне разбірацца ў сваіх асобасных якасцях (схільнасцях, здольнасцях). Разабрацца ў сабе дапамогуць профконсультанты, бацькі, настаўнікі, сябры.
Няведанне або недаацэнка сваіх фізічных асаблівасцяў, недахопаў, істотных пры выбары прафесіі. Існуюць прафесіі, якія могуць быць табе проціпаказаныя, так як яны могуць пагоршыць твой стан здароўя.
Няведанне асноўных дзеянняў, аперацый і іх парадку пры вырашэнні, абдумванні задачы пры выбары прафесіі. Калі ты вырашаеш задачу па матэматыцы, то выконваеш пэўныя дзеянні ў пэўнай паслядоўнасці. Было б разумна паступіць так жа і пры выбары прафесіі.
Интересные варианты для поступления
Куда поступить. Электронный справочник http://kudapostupat.by/
На республиканской выставке презентовали Вебресурс «ПрофКомп@с», систематизированный материал, позволяющий педагогу организовать продуктивную работу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в выборе профессии в различных направлениях: диагностическом, консультативном, развивающем, в том числе при преподавании курса «Моё профессиональное будущее»
«ПрофКомп@с» в мир профессий htpp/proforientaciia123.blogspot.com.by
«Могилевский государственный библиотечный колледж им.А.С.Пушкина» | http://mgbk.mogilev.by/ |
Учреждение образования «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» | www.baa.by |
Гомельский колледж – филиал учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта» | http://ggkjt.by |
Могилевский институт МВД Республики Беларусь | http://institutemvd.by/ |
Служба офицера в Вооруженных Силах – это:
высокий социальный статус;
надежные социальные гарантии;
достойное денежное вознаграждение;
перспективы самореализации и карьерного роста;
Порядки приема и специальности обучения размещены на портале Министерства обороны в разделе «Военное образование» http://www.mil.by/ru/education и на сайтах учреждений образования. Например: bsaa.by/applicants/poryadok-priema/voennyy-fakultet/.
ГУО «УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Сейчас перед многими из вас стоит вопрос: куда пойти учиться, какую профессию выбрать, в какой области делать карьеру? Это важный вопрос, жизнеопределяющий. Каждый год тысячи абитуриентов пытаются понять, какой университет самый лучший. Выбор им чаще всего приходится делать на основании слухов, рассказов друзей или родственников.
Мы готовы вам помочь и рассказать о себе!
НАШИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ» с присвоением квалификации «Инженер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (очная (дневная) форма получения образования (конкурс проводится среди юношей) и заочная форма получения образования);
«ПОЖАРНАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» с присвоением квалификации «Инженер по пожарной и промышленной безопасности» (очная (дневная) форма получения образования (раздельный конкурс проводится между юношами и девушками) и заочная форма получения образования).
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ В ФОРМЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ: по белорусскому или русскому языку (на выбор), а также по двум предметам профильного испытания: математике и физике.
СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
очная (дневная) форма – 4 года;
заочная – 5 лет.